Войны между государствами начинаются, как правило, с пограничных конфликтов. И во все времена каждый народ охранял и оберегал свои пределы, свои границы. Наш организм тоже граничит с окружающей средой. В контакт входят кожа и слизистые оболочки. И защита от нежелательных вторжений начинается уже здесь. Поэтому в общем понятии защиты (иммунитета) выделяют автономный подотдел – барьерный или мукозальный иммунитет.
Сегодня, когда человечество атаковано противником, ранее как бы задвинутым на второй план, – вирусами, вопросы иммунной защиты стали особенно остро. Неслучайно количество исследований по иммунитету, научных трудов и статей становится с каждым годом всё больше.
- Этажи мукозального иммунитета
Мукозой называют внутреннюю оболочку полых органов, сообщающихся с внешней средой (желудок, кишечник, мочевой пузырь, влагалище и пр.). Её функция – защита от проникновения внешних «врагов» с помощью физического барьера, противомикробных (воспалительных) белков и иммунных ответов. Вся иммунная борьба в барьерных тканях (если прибавить сюда кожу) и будет называться мукозальный (барьерный) иммунитет.
Основные симптомы, которые появляются в начале заболевания (насморк, кашель, боль в горле, изжога, диарея, воспаление кожных покровов) и есть «бои на границе», в барьерных тканях.
Сегодня разделяют несколько этажей барьерного иммунитета. В научной литературе их называют аббревиатурами английских терминов. Так общее название мукозального иммунитета МАЛТ (MALT), далее по отделам используют другие названия (NALT, BALT, SALT, и прочие). Но мы не будем путаться в научной терминологии. Достаточно
лишь представлять, что есть отдел ответственный за носоглотку и уши, за ротоглотку и конъюнктивы глаз, трахею и бронхи. Далее – за пищевод, желудок и тонкий кишечник, затем толстый кишечник и урогенитальный тракт. То есть МАЛТ покрывает весь организм от макушки до копчика. В каждом есть свои особенности, но общий механизм действия единый.
- Три составляющих части барьера
Мукозальный иммунитет работает во взаимодействии трёх основных составляющих – микробиоты (микрофлоры), иммунитета слизистых и природных антибиотиков.
Иммунитет слизистых реализуется через единую систему, ту самую МАЛТ и её отделов (например, САЛТ, барьер кожи). Это половина всей иммунной системы, где на площади 400 кв. м (4 сотки) расположены 50% иммунных клеток. То есть половина всех «защитников родины» находится в приграничной зоне.
Ранее считалось, что эпидермис является непроницаемым физическим барьером, но сейчас выяснилось, что в коже и слизистых существуют специальные клетки (дендритные и М-клетки), функцией которых является контролируемый трафик чужеродных агентов через биологический барьер (кожа, слизистая). Своего рода разведчики берут «языка», переводят его через «линию фронта», выведывают его враждебные тайны и обучают этим хитростям новобранцев (свежие иммунные клетки, они так и называются – наивные лимфоциты).
Кроме того, клетки кожи и слизистых включают рецепторы, которые запускают контролируемую воспалительную (атомную) реакцию с выделением цитокинов (пептиды; их 3 типа – противо- и провоспалительные, и регуляторы иммунитета). Таким образом, иммунная система барьерных тканей всё время находится в состоянии «тлеющей» активации, что позволяет при проникновении патогена давать быстрый иммунный ответ «обученными бойцами». Обучение-то они, конечно, прошли, но метко стрелять ещё не умеют – это называется адаптивный иммунитет.
Представительством адаптивного иммунитета в тканях (подэпителиальная, подслизистая рыхлая ткань) являются изолированные лимфоидные фолликулы, особые образования, в которых находятся «опытные бойцы», в том числе В-
лимфоциты, продуцирующие иммуноглобулин A. Эта система «местного» иммунитета связана региональными лимфоузлами, миндалинами, аппендиксом и переводит иммунный ответ с местного уровня на системный (общий), что позволяет вводить в действие высокоспецифические антитела (высокоточное оружие) на конкретный патоген – это называется приобретенный иммунитет. Так работают прививки и вакцины на конкретное заболевание. Их и называют природными антибиотиками.
- Система разведки внешней микробиоты
Недавно открыты сигнальные рецепторы врожденного иммунитета (SPRR). Каждый патогенный микроорганизм имеет «отличительный знак», так называемый молекулярный образ. Обычно это вещество или структура: бактериальныйлипополисахарид или ДНК, РНК, глюканы грибков и другие названия подобных «образов», которые запомнить невозможно. Клетки распознают «чужаков» по этим знакам и начинают уничтожать их с помощью фагоцитоза (поглощения), продукцией активных форм кислорода, усиливая активность генов противовоспалительных пептидов (цитокинов). Такая реакция во многом паническая, неумелая, но на первоначальном этапе приводит к задержке «противника» на границе – это называется врождённый иммунитет.
А с какого бока-припёка здесь микрофлора? Дело в том, что внутрикишечная флора имеет «договор» с нашим организмом – мы сдаём ей в аренду площади (слизистые, кожа), взамен она помогает переваривать пищу, продуцирует витамины, а главное – защищает от патогенных микроорганизмов. Микрофлора образует биопленку на поверхности слизи, которая, как пограничный контроль, проверяет паспорта – гражданин ли ты данной страны? Кроме того, поддерживает адаптивный иммунитет в «тлеющем» состоянии (а наш бронепоезд на запасном пути), сохраняя золотую середину между агрессией и сдерживанием через сигнальные рецепторы врожденного иммунитета.
Так что без наших старых знакомых бифидум- и лактобактерий – никак.Благодаря расшифровке механизмов барьерного иммунитета (MALT) и открытию сигнальных рецепторов врожденного иммунитета (SPRR) удалось в деталях описать, как на местном уровне осуществляется основная противоинфекционная защита организма. Исследование микробиоты и ее взаимодействия с МАЛТ принципиально изменило представление о работе иммунной системы, особенно в норме, при целостных барьерах и отсутствии агрессии со стороны патогенных микроорганизмов. Благодаря им иммунитет пограничных тканей находиться в состоянии постоянной «тлеющей» активации, и выход из этого состояния (как со знаком «минус», так и со знаком «плюс») сопровождается тяжелыми последствиями для организма. В первом случае — это иммунодефицитные состояния и неспособность остановить инвазию патогенных микробов или рост опухолей. Во втором — развитие местных и системных
иммуновоспалительных заболеваний, включая язвенные колиты, диабет и аллергию. Наконец, в совокупности исследования МАЛТ и микробиоты позволили по-новому взглянуть на современную этиотропную антиинфекционную терапию, сформировать представление о непрямом иммунодефиците и разработать новую идеологию использования в клинике таких важнейших лекарственных препаратов, как пробиотики. Комплексное лечение должно включать функциональное питание.
Барьерный, мукозальный иммунитеты. Их укрепление за счет микрофлоры человека с помощью бифилакта БИОТА
В этой связи выигрышными смотрятся молочно-кислые продукты, содержащие все необходимые компоненты. И здесь нельзя не вспомнить о продукте Бифилакте БИОТА.
Бифилакт БИОТА, который содержит:
- только ЖИВЫЕ бифидобактерии и лактобактерии, и в определенной фазе РОСТА. Такие бактерии заселяются в кишечнике и остаются там для размножения, так как имеют ворсинки, которыми прикрепляются к стенке кишечника и остаются там для восстановления микрофлоры и размножения;
- эти штаммы бифидобактерий и лактобактерий проходят кислотный барьер желудка;
- эти штаммы бифидобактерий и лактобактерий могут конкурировать с патогенной микрофлорой вследствие высокой скорости роста;
- бифилакт содержит правильные сочетания разновидностей бифидобактерий и лактобактерий, которые взаимно поддерживают друг друга при заселении. Бифидобактерии и лактобактерии являются друг для друга симбионтами и синергистами, так как они не могут заселяться и жить друг без друга, потому что они производят друг для друга нужные продукты жизнедеятельности и усиливают друг друга;
Таким образом, Бифилакт БИОТА – это уникальная композиция ЖИВЫХ пробиотиков (бифидобактерии и лактобактерии) в лечебных концентрациях, их лечебных метаболитов и пребиотиков (метаболиты самих бактерий, расщепленный бактериями белок молока и, добавленная на стадии ферментации молока, фруктоза). То есть, полноценный комбинированный пробиотический продукт для функционального питания, восстановления микрофлоры кишечника. А отсюда начинает функционировать МАЛТ, СПРР и все другие механизмы иммунитета – барьерного и общего – описанные в статье.